пятница, 11 августа 2017 г.

Второе письмо моему юному другу о здоровье


5. Мой кризис.
Проблемы со здоровьем не минуют никого, так уж устроена жизнь. Начались они и у меня.
Пик моих неприятностей пришелся на 2004 год – мне тогда исполнилось 52 года.
Масса всякого рода жизненных проблем, наложившихся друг на друга, не обошла и здоровье, а скорее всего, повлияла на него не в лучшую сторону.
Внезапная потеря работоспособности (внезапная в историческом масштабе, процесс шел постепенно около года), полная потеря зрения на один глаз из-за кровоизлияния в сетчатку абсолютно на ровном месте, и депрессивное состояние от внезапного осознания насколько все хрупко в этой жизни.
В этот период я понял, что заблуждался, считая, что все могут быть бизнесменами, заниматься наукой и другого рода занятиями, требующими эффективной работы мозга. Не все. Я уже не мог.
Зрение спасли, это простая проблема, для которой существуют отработанные схемы лучения. Но я не знал, что это излечимо, а врачи, делая свое дело, не снисходили до объяснений. Поэтому психологический шок был сильным и последствия его прошли не сразу. Ситуация тогда воспринималась, как крах, здоровый пофигизм в отношении проблем тела выработался намного позднее. До меня внезапно дошло, что все наши проблемы могут решиться гораздо быстрее, чем ожидалось, но не так, как ожидалось. Потому что где-то «Аннушка уже пролила масло». И это может случиться каждый день.


Со зрением все более-менее вернулось на круги своя, хотя для полной (почти полной) реабилитации  понадобилось достаточно продолжительное время. А вот все остальное, включая реакцию на ситуацию, осталось на том же уровне. Низкая работоспособность, суженная сфера внимания и область сознания, ухудшение кратковременной памяти,  плохая способность к переключению с задачи на задачу и субъективно полное отсутствие перспектив из-за потери эффективного управления своим организмом.
Что делать со всем этим было совершенно непонятно. И непонятно как к этому относиться. Ведь сколько ни переживай и не раздражайся, ситуация от этого другой не станет. Нужно принимать ее такой как есть.
И здесь будет уместно сказать пару слов о здоровом пофигизме.
Трудно только поначалу преодолеть психологический барьер и понять, что организм не вечен, и что утрата некоторых его функций процесс неизбежный, естественный и крахом жизни не является.
Не помню, откуда эта фраза: — «Ты — призрак, управляющий куском мяса, надетым на кости, сделанные из звёздной пыли. Как ты можешь чего-то бояться?!»
Смысл в этой фразе есть. Меняются свойства объекта управления, но если это не сильно затрагивает пилотирующий субъект, то в принципе ничего особо фатального. По сравнению со Стивеном Хокингом мы все безумные богачи.
Когда до меня все это дошло на глубинном уровне осознания, отношение к своему организму сильно упростилось. Я, в юности опасавшийся даже самой возможности перенести операцию по поводу удаления аппендикса, без малейшей доли волнения пошел на две плановых операции, одна из которых была достаточно серьезной. Раз нужна профилактика, нужен ремонт, значит, так тому и быть.
Но все это было позднее, года через 3-4, в течение которых я находился в полуподвешенном состоянии, поскольку никто не мог мне подсказать, в чем мои проблемы и как их решать.

6. Большое лирическое отступление о медицине.
Тот, кто сильно надеется на медицину и на то, что врачи могут помочь в любом случае, глубоко заблуждается. Причина не в отсталости медицины и не в отсутствии возможностей. Проблема в людях.
Врач обычно хороший человек, хотя бывают и исключения. Он совсем не хочет вам навредить, наоборот, хочет помочь в меру своих возможностей. Но возможности врача ограничены.

Рядовой врач, отягощенный своими житейскими заботами, в большинстве своем не сильно интересуется новинками в своей области, да и проблемы пациента его интересуют постольку поскольку. Не больше, чем проблемы коровы интересуют ветеринара.
Это для себя вы уникальны и неповторимы. Перед врачом таких как вы каждый день проходят десятки.
Стандартный врач начинает действовать по принципу наименьшего сопротивления, не искать причины, а лечить симптомы болезней. И действует при этом сложившимися у него схемами и стереотипами, одинаковыми для всех. В некоторых случаях это срабатывает, в некоторых нет.
Источник вашей проблемы стандартный врач ищет из причин, лежащих на поверхности, попутно пытаясь сформировать у пациента комплекс вины, чтобы ему этим пациентом было легче управлять и манипулировать. (Типа, «вы курите, так чего же вы хотели?» и т.п. вплоть до финального «а чего же вы хотели в вашем возрасте?»)
Но если дело обстоит немного серьезнее и затрагивает более тонкие нюансы функционирования организма, лежащие чуть-чуть в стороне от обычных болячек, с которыми ваш врач сталкивается каждый день, то скорее всего это останется за пределами его внимания и эффекта от лечения точно не будет.
Итак, в большинстве случаев вам будут лечить симптомы, а не болезнь. Но убирая симптом, и не затрагивая причину, дело не поправишь.
Куча обследований у разных специалистов и с различного рода аппаратурой ничего не показывает, а проблемы могут нарастать как снежный ком. Да и назначаются эти обследования и анализы в большинстве своем просто для галочки, чтобы продемонстрировать вам или возможной проверке, что врач не бездействовал. Результаты обследований могут даже не просмотреть, а просмотрев, не увидеть то, что прямо бьет в глаза.
Так что если вы сильно надеетесь на медицину, и у вас есть недуги, которые не лечатся хирургией и антибиотиками, то в редких случаях лечение вам даст временное облегчение, а навредить вам ненужным лечением врач может ой как сильно, вплоть до летального исхода.
У покойного Л.Шебаршина на эту тему есть хороший афоризм: — «Лучше хорошо знакомая болезнь, чем незнакомый врач».
Если бы медицина могла сделать что-то серьезное, то генсеки ЦК КПСС, миллиардеры и разных мастей диктаторы жили бы вечно. А они тоже умирают, причем часто в возрасте, далеком от преклонного. Наличие денег и возможностей даже вредит, поскольку врач всегда найдет что лечить, если ему за это хорошо платят. Майкл Джексон жил бы и здравствовал и поныне, если бы у него не было много денег и много врачей, которые назначили ему слишком много медикаментов.
Если вы пошли на платное обследование, у вас почти обязательно что-нибудь найдут и напишут в карточке и в результатах какую-нибудь ерунду. Ерунду, с которой можно спокойно жить всю жизнь не зная и не беспокоясь, потому она ни на что не влияет, не является свидетельством болезни и является просто особенностью данного конкретного организма или строения отдельного органа.
Но врач считает своим долгом что-нибудь у тебя найти и что-нибудь написать в результатах, а если ничего нет, то он напишет какую-нибудь извилистость протоков или низкую эхогенность в отдельной области отдельного органа. И вы уйдете озабоченный несуществующей проблемой и близкой кончиной, хотя беспокоится вообще не о чем.
Именно по этой причине доктор Мясников, которого я глубоко уважаю,  не устает повторять, чтобы без нужды не ходили по врачам и не делали ненужных обследований.
Дальше вы идете с этой записью к своему лечащему врачу и начинается.
Начинается то, что врач видит запись, считает это диагнозом и начинает вас лечить без всякой на то необходимости. И тем самым вредит. Причем вредит два раза. Первый раз, потому что назначает ненужное лечение. А второй раз, потому что проблема с которой вы к врачу пришли, и из-за которой вас отправили по большому кругу, так и остается нерешенной.
Как я уже говорил, все это делается не по злому умыслу. Просто вас у врача  много. Тратить на вас много времени он не может, разбираться с вами и вашими проблемами глубоко и детально у него нет возможности, в большинстве случаев не имеется особого желания, а часто и квалификации не хватает. Именно поэтому он просто назначит вам первые всплывшие в памяти таблетки и будет считать свою миссию исполненной. Или запускает вас по большому кругу обследований по разным специалистам, каждый из которых что-то напишет в вашу амбулаторную карту.
Исключения – редкость. Поэтому спасение утопающих дело рук самих утопающих и нужно самому научиться разбираться со своим организмом и понимать хотя бы в общих чертах, что с ним происходит. Правда доктора за это будут вас не любить. Это если не повезет и не удастся вступить в контакт с врачом, с которым можно сотрудничать в плане лечения, а не быть бессловесным объектом манипуляций. Не любят врачи современных больных, которые что-то знают вследствие доступа к интернету.

Кто-то скажет, а за границей? А за границей намного дороже, но не лучше. Если вы не миллиардер.
Платная медицина намного дороже, но дороже — не обязательно лучше.
Там обычный врач вообще не думает. Если поставлен диагноз, верный или неверный вопрос отдельный, есть стандартная схема лечения, при отклонении от которой страховая компания не заплатит ему ни цента, а случись чего, так и срок тюремный могут впаять. И будет лечить по стандартной схеме.
А если даже убил, но по закону, по утвержденной схеме, то все нормально. И деньги получит и ответственности никакой.
Наверное поэтому мой знакомый, 15 лет живущий в Нью-Йорке, приехал обследоваться и лечиться в Москву, хоть он и миллионер.
Так что если попадется хороший знающий врач, без формального отношения и без лишнего усердия в медикаментозном лечении, то считайте, что вам крупно повезло.
В остальных случаях нужно держать ухо востро.
Мой бывший коллега по последнему месту работы в сентябре прошлого года угас в больнице за сутки из-за отека легких после не очень сложных лечебных мероприятий по совсем другому поводу. В 41 год. На ровном месте, что называется.

О том, почему такое может произойти, я напишу дальше.

<<В начало                                                                                                  Дальше>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий