Представьте, что вы высказали мнение, которое казалось вам настолько естественным, настолько само собой разумеющимся — вы были уверены, что никто в здравом уме его не стал бы оспаривать.
А оказалось, что вы даже не в меньшинстве — в полном одиночестве. С вами когда-нибудь происходило нечто подобное?
Или противоположная ситуация: вы с друзьями посмотрели в кинотеатре фильм португальского производства, который никаких чувств, кроме скуки и недоумения у вас не вызвал, но притворяетесь, что разделяете восторги всей компании. Или сидите в ресторане с приятелями, заказали бутылку дорогущего вина и обсуждаете его изысканный вкус, который в действительности вызывает у вас ассоциации с жидкостью для мытья стёкол. И вы могли быть не одиноки — просто с вами и вашими друзьями сыграл злую шутку феномен, известный в психологии как "феномен множественного невежества ".
Термин «феномен множественного невежества» был предложен в 1931 году психологами Даниелем Кацем и Флойдом Олпортом. Под этим термином подразумевается на удивление распространённая ситуация, когда один член группы пребывает в уверенности, что мнение всех остальных прямо противоположно его собственному. Это своего рода версия сказки про голого короля, которая постоянно происходит в реальной жизни.
Кац и Олпорт провели серию экспериментов с участием студентов Сиракьюсского университета. Оказалось, что этот феномен может с лёгкостью заставить молодых людей пить алкоголь в больших количествах и пускаться во все тяжкие — достаточно убедить их, что так делают ВСЕ.
Похожим образом этот феномен может распространяться на всё, что угодно — от пищевых привычек и вкусов в одежде до политических взглядов.
И совсем уж непаханое поле для проявления этого феномена в трейдинге, где нет ничего постоянного и определенного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий