четверг, 11 ноября 2021 г.

Трейдерские байки 7. Когда понты стоят денег.


Есть понты, которые действительно стоят денег, и есть пустые понты.

Пустые понты — это когда вы тратите деньги, которых у вас нет (кредиты), на то чтобы произвести впечатление на людей, которым до вас нет никакого дела, и которые вам в общем то не нужны.

Но в жизни бывают ситуации, когда понты стоят денег. У меня были такие ситуации и тогда я не экономил.

Какие же это могут быть ситуации?
Если вы совершенно независимы и ваши дела определяются только вами. то вам начхать на понты. Вы можете одеваться как угодно, ездить на чем угодно, ходить куда угодно и общаться с кем угодно.
Те люди. которым вы действительно нужны, все равно к вам придут, каким бы вы не были. А вам в этом случае по определению никто не нужен.
В этой ситуации я был в самом начале своего бизнеса в конце 80-х. Просто потому что тогда понты не играли почти никакой роли, все вышли из СССР, все были равны по определению. И я спокойно ездил на запорожце с чековой книжкой на миллион рублей в кармане. Самая крутая машина тех времен для справки, стоила не больше 20 тысяч рублей по самой спекулятивной цене.

Немного по другому выглядит ситуация. когда вы входите в некий клан, сообщество друзей, партнеров, единомышленников. И в этом сообществе принята определенная линия поведения и определенные стандарты уровня жизни. В этом случае вам волей-неволей придется следовать этим стандартам, но это все-таки стандарты, а не пустые понты. И если вам дороги люди из вашего круга общения и они важны для вашего успеха в ваших делах, то придется принять правила игры.
Меня эта чаша минула. Партнеры хоть и были, но я от них ни в чем не зависел, поэтому мне было пофигу, что они обо мне думают, а они считали мои привычки придурью и неумением жить. И отчасти они были правы, потому что меня всю жизнь учили жить для общества, а жить для себя я еще не научился.

Чуть сложнее ситуация. когда ваш успех зависит от того, какое впечатление вы произведете.
В такую ситуацию я попадал дважды.
Первый случай — это начало 90-х.
В те годы было трудновато с валютой, а наша фирма зависела от импорта электроники. Но пошли какие-то послабления и валюту стало возможно купить по рыночному курсу. Не совсем просто, но можно. Набрав рублевых кредитов и поднажав на банковские службы Внешэкономбанка, я купил партию валюты для оплаты импортного контракта. Купил и оплатил.
Но аппетит приходит во время еды, и еще набравшись рублевых кредитов я подал заявку на еще 200 тысяч долларов. По тем временам сумма запредельная. Что меня несколько насторожило, заявка была исполнена мгновенно. Но в чем подвох я понял только на следующий день, когда объявили о банкротстве Внешэкономбанка, т.е. не совсем о банкротстве, а о замораживании счетов. Деньги вроде у вас и есть, а пользоваться ими вы не можете. И когда сможете никто не знает. Эти суки все знали, когда принимали мою заявку. Впоследствии оказалось, что пользоваться деньгами нельзя будет никогда. Правда я свои деньги все-таки вырвал через пять лет и это отдельная история. А в тот момент было не до шуток и не до смеха, кредиты висят, валюта заморожена и что делать совсем непонятно...
И вот тогда мне пришлось принять правила игры. Я надел приличный французский двубортный костюм, отличную рубашку. итальянские туфли красно-черного цвета и поехал в банк, к председателю правления уже «Белвнешэкономбанка». Хотя по сути там и здание и люди были те же самые, кто заморозил мои деньги. Уже на более-менее приличной уже машине — новенький Москвич 2141 вишневого цвета в экспортном исполнении (неплохая машина на тот момент). С письмом и бизнес-планом.
Сыграло это какую-нибудь роль или нет, я не знаю, но после получаса разговора (тогда дела решались проще) я вышел с кредитной линией на полмиллиона долларов США и правом свободного распоряжения всеми этими ресурсами на оплату любых контрактов, причем без единого цента взятки и без всяких залогов. Может банкир чувствовал свою вину за подставу (тогда и у них еще была совесть), может еще что, но это факт. Сейчас расскажешь — не верят. Негласно еще подразумевалось, что частичным обеспечением будут мои замороженные деньги. Тогда еще верили, что эти деньги станут настоящими… Частично свою роль они все-таки в погашении кредита сыграли, но это уже отдельный рассказ.

Что касается второй истории, точнее исторического периода относительно роли понтов, то наверное расскажу о ней как-нибудь в следующий раз. Уж больно она длинная, эта история...

Комментариев нет:

Отправить комментарий