понедельник, 14 января 2019 г.

Еще раз о том, кто мы на самом деле


Великий обман. На самом деле все не так, как реальности.

Лет 15 назад я увлекся Кастанедой.  Честно скажу, что на меня сильное впечатление произвела первая книга из множества им написанных, остальные в меньшей степени. Читалось все с интересом, но скорее как элементы фантастики, построенные на базе реальности. В принципе это отношение к учению Кастанеды, если это можно назвать учением, у меня и осталось. Да простят меня фанаты и апологеты. Хотя в некоторые игрушки, им описанные, я поиграл.

Среди прочего написанного Кастанедой мне запомнилось понятие точки сборки личности. В то время я не понимал, что стоит за этим понятием, видел за ним какое-то волшебство, да и Кастанеда этому поспособствовал. И непонимание мое крылось в том простом факте, что за одними теми же словами, подкрепленными и не подкрепленными личным опытом, личностными переживаниями или некоторым объемом знаний разные люди видят совершенно разные вещи. Более того, один и тот же человек за одними и теми же фразами  до и после понимания сути видит и чувствует совершенно разный смысл. Слова одинаковы, слова правильные, а смысл разный.

Точно также не понимал я и этот диалог между Джеком Корнфилдом и учителем тибетского буддизма Калу Ринпоче:
— Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений? 
— Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и, чтоб понять, о чем я говорю, вам потребуется много лет. 
— Все равно, объясните, пожалуйста. 
Ответ Ринпоче был предельно краток:
— Вас реально не существует.



Понимал я его предельно примитивно. Как то, что все мы и весь мир иллюзия, и на самом деле ничего не существует. И совершенно естественно, что весь жизненный опыт протестовал против этого.

Некоторое осознание того, о чем же идет речь пришло после после прочтения слов Будды, который говорил, что все явления «подобны отражению луны в воде». Об отражении луны в воде, или об образе в зеркале, или о сне, нельзя сказать, что они вовсе не существуют, поскольку их можно видеть. Но они не существуют в истинном смысле, так как не обладают никакой реальностью. Тем не менее, делать вывод, что все нереально, раз ум неосязаем и пуст, отрицать принцип причинно-следственной связи - это большая ошибка. 
Думать, что ничто не имеет никакого значения, потому что является пустым по своей природе, — неверно. 
Будда говорил: «Те, кто приписывает явлениям окончательную реальность, — глупы, как осел, но те, кто отрицает действительность, намного глупее».

И более полное понимание и осознание того, что такое иллюзорность личности и точка сборки пришло после изучения книги Уильям Харт "Искусство жизни" о медитации по методике С.Н.Гоенки, о том, какой смысл стоит за практикой медитации, что означает карма, в чем смысл состояния просветления, как это связано с функционированием мозга и т.п. В какой-то момент в голове щелкнуло и сложилась целостная картина.
Не исключаю, что мое понимание этого вопроса может быть сильно вульгарным, но я  уже могу для себя кое-что объяснять.

Сначала о том, что "Вас реально не существует".
Это не отрицание существования каждого конкретного человека, как объекта. Это отрицание существования той личности. с которой мы себя отождествляем. Нет такой личности. Есть центр возбуждения в нашем головном мозге. который все время меняет свое положение и вместе с этим все время меняется наша личность. Нет постоянной и неизменной личности, хотя нам и кажется, что в процессе течения времени мы неизменны. Именно в этом смысле нас реально не существует. Есть поток личностей, сменяющих друг друга ежесекундно в течение всей нашей жизни. Остановка этого потока - физическая смерть. 

Центр возбуждения движется по сети понятий и образов, сформированных в коре головного мозга всем накопленным жизненным опытом. В одних областях он бывает чаще, в других реже. И зоны, которые возбуждаются наиболее часто, и определяют собой то, что называется точкой сборки. Соответственно, изменив положение доминирующих центров возбуждения мы можем изменить себя, как личность. И если для нас самих произошедшая перемена может показаться незаметной и незначительной, то для постороннего наблюдателя это будет уже совершенно другой человек, другая личность. С другими качествами, возможностями и потенциалом развития.

Вот коротко то, о чем я хотел сказать. Может быть впоследствии эта тема будет развита, может нет.
Сорри, если кому то это показалось ненужным и неуместным на данном ресурсе. Но вспомните, сколько необъяснимых ошибок ошибок совершают трейдеры, ошибок, которые они видят практически сразу после совершения неправильного действия. Клянут себя, не понимая зачем они это сделали.
Успокойтесь. Тот кто сделал ошибку, и тот кто ее видит - это разные личности в том потоке сознания, который функционирует в вашей черепной коробке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий