понедельник, 24 декабря 2018 г.

Трейдерские байки. 4. Как я был миллионером. Часть 1.



Да, я был миллионером. Два раза. Один раз в бизнесе, второй - в трейдинге, но это уже так, понарошку.

Сегодня расскажу про первый раз.
Было это все в начале 90-х годов. А началось с того, что в августе 1988 года (многие из моих читателей тогда еще не родились) я создал Научно-технический кооператив "Минск-техника" при Белорусском государственном университете.
Это сейчас университетов развелось... А тогда они были на перечет и действительно были лучшими вузами страны. А кооперативов было побольше, но тоже не так уж и много.


Почему такое название?
В мае того года во время командировки с Москву я познакомился с А.М.Тарасовым, который в ту пору руководил нашумевшим кооперативом "Техника" (история с уплатой партийных взносов с заработка в 1000000 рублей - бешеные деньги по тем временам, и много других историй, которые описаны в его книге "Миллионер".)
Поговорили о том, о сем, в том числе и о создании в Минске филиала его кооператива и расстались. Но видимо я ему не приглянулся, не увидел он во мне того, что ему было нужно и история с совместным бизнесом продолжения не имела.
Наверное это даже к лучшему, потому что жизнь у него была очень бурная, а я как-то ухитрился проскочить между капельками дождя во время кровавых историй 90-х.
Встречались мы пару раз и после того, по разного рода вопросам, но в совместные проекты эти встречи тоже не вылились. А название "Техника" мне понравилось, скромно и сердито, но поскольку замах у меня был большой, а фирма с таким названием в СССР уже была, то свою компанию я назвал "Минск-техника".

Чем занимался кооператив? Тем, что умели делать. А собрались под его крышей высококвалифицированные электронщики и программисты, которые умели делать разного рода проекты,  до которых у крупных институтов руки не доходили из-за мелочевки или еще по каким причинам. Работали и на субподряде у ряда прикладных НИИ, понемногу торговали чем придется, в основном как в анекдоте.
Встречаются два бизнесмена, один у другого спрашивает:
- Нужен тебе вагон рубероида за сто тысяч рублей?
- Нужен.
Ударили по рукам и разошлись. Один пошел искать вагон рубероида, а другой сто тысяч рублей.

В принципе на такого рода операциях многие делали неплохие деньги. В эпоху тотального дефицита главное было найти товар, а продать его не составляло никаких проблем.
Занимались всем этим понемногу и думали о собственном производстве, причем о таком. которого ни у кого нет. Забегая вперед скажу. что такое производство было создано, но это отдельная история, к теме сегодняшнего рассказа отношения не имеющая.

А миллион у меня получился так.
По ходу работы я завязал знакомство с председателем правления первого коммерческого банка республики. Сказать, что мы стали близкими друзьями я бы поостерегся, но друг другу помогали по мере возможности и длилось это достаточно долго, даже когда он перестал быть банкиром. И вот когда он перестал быть банкиром, я взял его к себе на фирму, консультантом без определенных обязанностей, в том числе и по нахождению в офисе. В ту пору мы уже неплохо развернулись с тем самым производством  и я мог себе это позволить.
Однажды мой консультант пришел с предложением провести операцию по конвертации рублей в доллары. Рубли были у его российских партнеров, а вот долларов не было нигде, поэтому комиссия за сделку лучше некоторого порога была огромная.
У меня в ту пору были в Вильнюсе партнеры, молодые ребята, которые за скромный процент могли провести конвертацию безналичных рублей в безналичную валюту пользуясь каналами на западе. Это сейчас Вильнюс заграница, а тогда сел в машину и через два часа там.
Вряд ли кто сегодня решился бы на такую операцию, потому что на всех этапах все делалось на честном слове, полном доверии и без всяких гарантий. Но мы решились и в результате заработали комиссионные свыше двухсот тысяч долларов на двоих. Причем это были деньги не компании, а личные деньги.

Вы спросите, а где же миллион?
Тогда сто тысяч баксов стоили в этой стране намного больше сегодняшнего миллиона. Трехкомнатная квартира в центре города стоила бешеные деньги - три тысячи долларов. На сто тысяч гипотетически можно было купить 33 квартиры, которые сегодня стоят 80-100 тысяч долларов. Так что миллион был, но по паритету покупательной способности.

К слову сказать, как пришли, так и ушли. Причем ушли еще быстрее.
В валютном режиме настало некоторое послабление и стало возможным купить доллары во Внешэкономбанке по коммерческому курсу. А у меня на тот момент был внешнеторговый контракт по импорту комплектации для систем спутникового телевидения на 200 тысяч долларов, для исполнения которого я набрал в банках рублевых кредитов и купил во Внешэкономбанке необходимую валюту. Это была не первая сделка, проходили они со скрипом, а в этом раз почему то мне продали баксы очень легко. Почему легко я понял на следующий день, когда было объявлено, что Внешэкономбанк СССР прекращает платежи и замораживает имеющиеся на счетах валютные средства. А они с...ки этакие все знали накануне и кому-то из своих близких друзей слили стремные баксы за мои вполне себе полноценные рубли. И все мои деньги ушли на затыкание дыры, образовавшейся в балансе фирмы после этой потери.
К слову партнер свои бабки тоже профукал, если не считать покупки квартиры. Как и почему до сих пор не рассказывает.
Да, это сейчас все стали умные и предпочли бы обанкротить компанию, тем более ситуация чистый форс-мажор. А тогда и слова то такого не знали, банкротство, и механизмов не было. И хрен знает что было делать.
К слову председатель правления банка оказался мужиком достаточно порядочным и выдал мне практически под честное слово свободный, не связанный никакими контрактами, кредит на 500 тысяч баксов, уже от Белвнешкономбанка, сформированного на базе белорусского отделения Внешэкономбанка СССР. За чисто символическое участие в уставном капитале банка.
С помощью этих денег проблема худо-бедно была решена. Но это уже отдельная история.

А про второй миллион расскажу в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий