воскресенье, 2 апреля 2023 г.

Трейдинг. Зачем и чему учиться?


В обсуждении одной из моих прошлых публикаций справедливо заметили, что "зарабатывать можно только в будущем, а в прошлом уже нельзя, оно уже прошло", поставив тем самым под сомнение полезность того, чем занимаюсь я, т.е. изучение динамики рынков и тестирование торговых стратегий на истории в частности.

На этом вопросе стоит остановиться подробнее. И разобьем материал на две части, первая из которых называется "зачем учиться".

Итак, вы начинающий трейдер.
Вы только что пришли на рынок. У вас горят глаза от обилия открывшихся возможностей и перспектив, вы уже в мыслях строите себе новую жизнь и новый мир по новым правилам.
Ведь это так просто, нажал кнопку - купил, нажал кнопку - продал. даже не вспотел, а уже заработал.
Но вдруг выясняется, что простота эта кажущуюся, и все не так просто...
И наш трейдер вдруг понимает, что он чего-то не знает и ему нужно чему-то научиться.
Тут есть два пути, и я прошел по каждому из них.

Первый путь для умных, и он ошибочный.
Он базируется на аксиоме "Я самый умный, я сам во всем разберусь" и предполагает долгое и бессистемное тыканье по случайно подобранной литературе. По книгам, написанным в большинстве случаев случайными авторами и содержащей информацию, которая не всегда является истиной, и которая даже при истинности понятна только тем, кто прошел тот же путь, что и автор книги. Следует также отметить, что встречались и книги, написанные просто пробивными дураками, которые просто задавили всех своей энергией.

В любой книге есть и очевидные, понятные даже новичку истины. Но это не те истины, за которыми он отправился в поиск. И это именно то, за что новичок хвалит такую книгу. Типа автор молодец, правду пишет, даже я это знаю. :)
А других истин он чаще всего просто не увидит, особенно если они не банальны.
Поскольку моя упертость выше средней, то шел я по первому пути очень долго, почти четыре года. Потерял много и времени и денег, пока судьба не нанесла мне сильный удар по здоровью. И заставила круто поменять свою жизнь, сделав трейдинг и околорынок моим основным занятием.
И только после этого я пошел другим путем. Все что ни делается к лучшему. Просто понимаешь это потом... Если выживешь...

Другой путь начался с того, что жизнь привела меня в только что созданный ДЦ, в котором необходимо было подготовить учебный курс для начинающих трейдеров, а также подготовить преподавателей, которые будут этот курс читать.
Почему именно меня взяли на это дело я не знаю. Может потому что я был единственный кандидат наук, который откликнулся на их вакансию. Может потому, что в моем послужном списке в прошлой жизни был опыт в бизнесе и руководство несколькими компаниями с десятками людей персонала. Если последнее, то они жестоко ошиблись. Я уже был не тот. Генеральный директор на вакансии менеджера не откликается. Правда должность быстренько переделали во что-то связанное с руководством отделом управления.
Так я начал свою профессиональную свою деятельность в новой сфере, в третий раз начав жизнь с нуля.

И тут я столкнулся с тем, что я много чего знаю, но не представляю, как все это знание передать другому. В каком ключе, на чем акцентировать внимание, что изложить обязательно, что можно пропустить. И главное, как свести эту разрозненную информацию в систему. Я вдруг осознал, что прочитав массу книг я на самом деле не извлек из них для себя ничего полезного. Нет у меня жестких принципов и представлений о том, как нужно анализировать рынок и как торговать на основе результатов своего или чужого анализа. Нет во всем этом системы, чисто ситуативный подход.

От неожиданности я впал в ступор, поиск выхода из которого занял почти месяц.
Помогло общение с людьми, которые создавали учебные программы для аналогичных курсов, но к концу месяца у меня были материалы для обучения по программе "Краткий курс начинающего трейдера" (Отсылка на "Краткий курс ВКП (б). (с) И.Сталин.  :) )
В этом курсе сжато, за три лекции, новички в доступной форме получали знания по основам того, что такое рынок, как на нем зарабатываются деньги, что такое технический анализ и как им пользоваться, как работать с новостями и строить простейшие торговые тактики. И зачем нужен риск-менеджмент.
Потом шли две недели практических занятий, на которых учили правильно нажимать кнопки на торговом терминале и применять на практике знания, полученные на лекциях.

Итак в рамках «Краткого курса начинающего трейдера», начинающие трейдеры знакомились с минимальным набором понятий, относящихся к практической работе на финансовых рынках.
Курс представляет собой минимальный набор классических сведений, который дает возможность сформировать цельное представление о методах и приемах анализа рынка и практике работы трейдера.
В то же время объема представленного материала был достаточен для того, чтобы трейдер мог выйти на реальный рынок и понимал, что он делает и зачем.
Кроме того, материалы курса закладывали основу для дальнейшего, уже целенаправленного, развития путем самостоятельного изучения литературных источников.

Начало было положено. Конвейер заработал, пропуская до 60 человек в неделю. В мои задачи входило натаскивать преподавателей и контролировать общее течение процесса, попутно занимаясь своими трейдерскими делами и разработкой своих методов.
Именно тогда, в конце 2004 года, после всей этой истории мне удалось свести в единую простую систему принципы SWT-метода, которыми я занимался потом еще 10 лет, пока не получил первые практические результаты.

Вывод 1. После подготовки учебного курса я не стал знать больше, чем знал прежде. Но мои знания приобрели другое качество. Они стали цельной системой, основой здания, в котором каждый кирпичик занимал свое место, фундаментом и цокольным этажом.
И эти знания получали слушатели курса.
Что построить на этом фундаменте дальше, каждый решал самостоятельно. Кто-то строил трущобу с сортиром на улице, кто-то небоскреб. Но фундамент получали все.

Вывод 2. О советах начинающим никуда не ходить и нигде не учиться.
Трейдеры в своей массе народ гениальный. Чему-то их учить себе дороже. Они сами кого хочешь научат.
Но советы наших продвинутых коллег относительно обучения в основном сводятся к тому, что учиться надо самому.
Согласны? Так и делайте. Но надеюсь вам все-таки не хочется следовать примеру одного придурка (я имею ввиду себя), который потратил четыре года, чтобы понять, что на практике он ничего реально не знает, несмотря на забитую информацией голову.
Занимаясь самостоятельно, если вы не гений, вы сразу начнете строить небоскреб. Но здание ваше, за редким исключением, не будет иметь фундамента. И рухнет при первой же возможности.

Поэтому мой совет. Не жалейте времени, потратьте его на несколько часов лекций, на которых вас научат тому, как заложить фундамент для вашего здания. Потратьте часы и сэкономьте годы и деньги. Ведь не зря в вузах, обучая любой специальности вам дадут массу сведений, которые вам может быть никогда не понадобятся. Да, не понадобятся, но они дадут вам кругозор и умение лучше ориентироваться в ситуации. В хирурги или инженеры вас не возьмут после пары просмотренных книг по специальности.

Что касается курсов, то в большинстве случаев теперь за них даже денег не берут. Глаза в глаза информация лучше доходит за счет невербальных компонент. И люди, которые вам читают лекционный материал не всегда дураки и не всегда имеют в отношении вас нехорошие намерения. А если и дураки и сами торговать не очень умеют, то учили их и лекции для них писали умные. 
А насчет чьих-то злобных намерений, то все в ваших руках: не обязательно гнаться за морковкой, которую отодвигают все дальше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий